Известно, что османы взяли Константинополь в 1453 году, после чего турецкое иго за десяток лет расползлось практически по всем уголкам бывшей Византийской империи (кроме труднодоступных областей Лаконии, которыми, по сути, была и осталась Спарта).
Освободиться Греция смогла только в 1830-х, и то, с помощью лома и такой-то матери трех великих держав – Великобритании, Франции и России.
Первым правителем независимой Греции стал Иоанн Каподистрия – выдающийся политический деятель, до этого занимавший должность министра иностранных дел России. Но срок его правления оказался недолгим – спустя несколько лет его убили на улице какие-то дебилы заговорщики, после чего страна погрузилась в хаос и анархию. И тогда английский министр с французским дипломатом, ни с кем не посоветовавшись, решили, что Греции лучше всего быть монархией, а уж подходящий отпрыск европейской династии у них нашелся.
Младший сын короля Людвига Баварского Оттон все равно слонялся без дела, и предложение возглавить страну, где есть море, солнце и оливки принял охотно. Он успешно процарствовал 30 лет, пока не был свергнут свободолюбивыми греческими парнями во время «антикатолического и антибаварского» восстания, после чего вернулся на родину, и дожил до старости, с тоской вспоминая прекрасные деньки.
Детей у него не было.
Спустя год греки призадумались – а кто же будет нами править? Собственных монархов у них давно не водилось, поэтому в лучших традициях афинской демократии они объявили всеобщие выборы… монарха, в которых заочно победил сын английской королевы, набрав 230 тысяч голосов (в то время как изгнанный Оттон получил всего 1 голос).
Удивленный герцог горячо поблагодарил всех, кто в него верил, но принять бразды правления отказался – у него уже была своя вотчина, за которой и так нужно было следить. Следующие четыре по списку кандидата тоже по разным причинам отошли в сторону, и, в итоге трон достался Георгу, Принцу Датскому. Все думали, что и он соскочит, и гадали под каким предлогом, но парень крякнул, принял неведомое православие (а чтобы наверняка противостоять всяким искушениям - женился на племяннице Александра II Ольге) и проправил эллинами целых 50 лет, во время которых территория Греции увеличилось почти вдвое за счет его умелых политических действий.
И правил бы дольше, но был застрелен каким-то деби… анархистом.
К счастью, он успел основать династию Глюксбургов, и его потомки с переменным успехом толкались на греческом троне, пока в 1935 году его правнука Георга II свободолюбивые республиканские греки не попросили пройти в… изгнание.
- Не хотите, как хотите! – обиделся Георг II.
Но прошло всего 10 лет, и греки сами стали не рады тому, что натворили - в частности, ввязались во Вторую мировую войну. Осознав, что с Георгом II лучше, чем без него, они попытались вернуть все взад.
Георг II оказался незлопамятным, и вернуться согласился, восстановив, таким образом, монархию.
Детей у него тоже не было, и престол после него унаследовал его брат Павел, а затем сын Павла – Константин II, являющийся последним греческим монархом по состоянию на сегодняшний день.
А дальше – кто знает?! Спровоцировав несколько правительственных кризисов, Константин II выступил за расширение полномочий короля, и… тоже был изгнан!
По результатам референдума, итоги которого он так никогда и не признал. И после изгнания долго писал в Европейский суд по правам человека просьбы вернуть ему конфискованную в Греции собственность, которые ЕСПЧ удовлетворил лишь частично.
В настоящее время экс-король вместе с семьей проживает на одном из греческих островов.
А вы знали, что в Греции монархия была аж до 1974 года?
Парламент
Здание современного парламента Греции называют скучным даже сами греческие экскурсоводы.
Если бы не театрализованная смена караула, сомневаюсь, что кто-нибудь вообще бы пришел на него смотреть.
Тем не менее, его архитектора, Фридриха фон Гертнера, не только впоследствии не расстреляли назначили директором Мюнхенской академии изящных искусств, но и пригласили поучаствовать в строительстве Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Изначально дворец строился как королевская резиденция. Но поскольку оказалось, что короли в Греции - явление непостоянное – здание решили отдать под более устойчивый институт государственного управления.
Смена караула
Обычная смена караула возле здания парламента происходит каждый час, а по воскресеньям проводится парадная церемония, в честь которой даже перекрывают уличное движение.
Я могла бы написать, что солдаты, несущие караульную службу, называются эвзоны, что каждый их ботинок подбит 60 гвоздями и весит 5 кг (чтобы лучше чеканить шаг); что чтобы стоять на жаре в двойных шерстяных чулках - нужно иметь очень крепкое здоровье (и рост не меньше 187 см); что каждая из 400 складок на их юбках символизирует год Османского ига и гладится вручную (каждая деталь их одежды что-то символизирует); что слово «эвзон» означает «хорошо подпоясанный»; что в помпонах повстанцы прятали оружие, но напишу кратко: ЭТО - КВИНТЭССЕНЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ!
Смена караула возле греческого Парламента
Синтагма
Площадь перед зданием Парламента называется Синтагма, что в переводе означает «Площадь Конституции», которая была здесь принята в 1843 году.
Да-да, греческая монархия была не какая-нибудь самоуправная, а самая что ни на есть конституционная!
В XIX веке, когда дворец еще являлся резиденцией королевской семьи, на месте площади был большой газон, который супруга короля Оттона Амалия поливала водой, предназначенной для общегородских нужд. И не разрешала никому на него наступать, чтобы не вытоптали!
Не знаю, связаны ли эти два факта, но короля Оттона в итоге свергли, а его преемник, Георг I, велел замостить площадь плиткой, установить в центре фонтан и открыть для всех жителей города. И в результате процарствовал на 20 лет больше предшественника!
Совпадение? Не думаю!
Сегодня это оживленное место, со всех сторон окруженное гостиницами, банками, офисами, где день и ночь бурлит жизнь. На Рождество здесь устанавливают главную елку страны, вот, кстати, и она:
По-моему показывала уже, но пусть будет еще раз.
Перед зданием парламента часто собираются демонстранты, чтобы изложить свои требования и протесты правительству, а в мирные дни люди просто кормят голубей.