Город Гранада является столицей одноименной испанской провинции, которая входит в самый большой регион Испании - Андалусию.
Гранадский эмират был последним арабским государством в Европе и последним исламским образованием на территории Пиренейского полуострова, отвоеванным у мусульман в ходе Реконкисты в 1492 году – собственно, взятие Гранады и стало ее финальным аккордом. Столь долгое и успешное владение Гранадой эмирами объяснялось удачным географическим положением – с одной стороны ее подпирал горный массив Сьерра Невада, а с другой – имелся выход к побережью Средиземного моря, что долгое время делало невозможным окружение и блокаду.
Конкуренция среди эмиров за право управления благословенными землями была столь высокой, что редко кому из них удавалось умереть своей смертью. Известна лишь пара случаев естественной кончины – остальных, либо убивали, либо смещали.
Гранат
Гранада – в переводе означает гранат. После завоевания Гранады плод гранатового дерева был изображен на королевском гербе Испании как символ победы над арабами.
Колумб с визитом
За время осады, неподалеку от штурмуемой Гранады, вырос город Санта Фе - там жили наемники, занятые в боевых действиях и находилась ставка главнокомандующего.
Там же сидела изнывающая от жары и мух Изабелла Кастильская, кляня себя за обет не менять рубашку, пока ее муж, Фернандо III , не завоюет Гранаду.
Осада Гранады длилась три года, и с тех пор грязно-белых лошадей в народе начали называть «изабелиновыми» - в честь рубашки королевы Изабеллы.
Раздался стук в дверь: «К вам Колумб! С визитом!» - Чего тебе, Колумбушка? – спросила Изабелла, и, устраиваясь поудобнее на троне, зашелестела нижними юбками. У Колумба тотчас перехватило дыхание, и заслезились глаза.
- Мне бы это… денег на экспедицию! Новые земли хочу для вас открывать –выдавил из себя он.
Осада, напомню, шла третий год, и подобные просьбы были Изабелле не в диковинку - наемники то и дело прибегали просить у нее денег на текущие расходы. Денег, которых в казне уже не было.
- Ииии, Колумбушка, что ты, родимый - не время сейчас о деньгах, Гранада-то еще не взята! Вот возьмем Гранаду, тогда и поговорим, - и в знак окончания аудиенции, Изабелла махнула подолом.
Но, про себя рассудив, что дельце-то может быть выгодным, Изабелла послала гонца к мужу: «Послушай, Федя, тут один парень, Колумб, предлагает нам колониями обзавестись… Денег, правда, просит на экспедицию, но ведь это вроде как инвестиция будет?» Но, утомленный трехлетней осадой Фердинанд, раздраженно пробурчал в ответ, что денег таких у него нет, и тут ему бы с имеющимися землями разобраться…
Тогда Изабелла, быстренько перекредитовавшись у еврейских ростовщиков, вынув даже бриллианты из собственных серег, снова вызвала к себе Колумба: «На, возьми, только никому не говори! И все, что наоткрываешь – мне одной принадлежать будет».
Эксклюзивное право на торговлю с Новым Светом, в итоге, имела только подведомственная Изабелле Кастилия. Арагон же, вследствие политической недальновидности Фердинанда III, получил право колониальной торговли только в XVIII веке, окончательно растворив свою независимость в Испанской короне.
Квартал Альбайсин
Квартал Альбайсин – богемный район Гранады, с унаследованной от арабов планировкой и архитектурой. Название квартала переводится как «На холме» и со смотровой площадки здесь открывается отличный вид на Альгамбру. Модное место, привлекающее золотую молодежь, в данном квартале много ресторанов и баров. Курят траву.
Сакромонте
Крутые, мощеные булыжником улицы района Альбайсин спускаются в Сакромонте – цыганский квартал, расположенный на одноименном холме. Главная достопримечательность Сакромонте – пещеры, в которых раньше селились испанские цыгане - климат Испании позволяет и не такое, а в мягких породах можно было легко наковырять дополнительных комнат для всех членов быстро разрастающихся семей - которые подарили миру искусство фламенко.
Сердце Гранады бьется в ритме фламенко!
Во многих пещерах Сакромонте сегодня устраиваются концерты – ни одна экскурсия в Гранаду не обойдется без предложения посетить место, где зарождался легендарный танец, и посмотреть на местных жителей, для которых он до сих является частью повседневной жизни.
Фламенко
В Испании думают, что не-испанец фламенко не поймет. Правильно, в общем-то думают… Потому что фламенко - это не просто танец, а симбиоз всего, что составляет испанский образ жизни. В 2010 году фламенко был включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.
Как и почти все другие танцы фламенко произошло от египетской силы египетских цыган. По сей день лучшими танцорами фламенко признаются те, у кого есть цыганские корни.
Тексты песен, под которые танцуют фламенко – «мне холодно, но у меня нет дров» - символичны, и повторяются много раз с различными интонациями, так что под конец исполнения танцор входит в своего рода транс.
Надеюсь, там хотя бы присутствует скрытый подтекст!
Условно, фламенко и пути его познания можно разделить на три категории:
1. Фламенко, как шоу-лубок. Вы приезжаете в Испанию, и идете в бар, где гладко причесанные и ярко накрашенные девушки скорее всего из Украины весь вечер будут выдавать безукоризненные с точки зрения техники исполнения дроботушки.
2. Фламенко, как экскурс в музыкальную культуру. Вы изучаете, где, как и когда зародилось фламенко, учите движения, язык танца, сравниваете особенности, свойственные различным регионам Испании…
3. Фламенко, как способ самовыражения – здесь внешность, возраст, техника отходят на второй план. Вы напитываетесь энергетикой исполнителя, его эмоциями, и, если повезет, уходите в астрал.
В пещерах Сакромонте вам предложат именно третий вариант. Местные жительницы – самой старой из них около 80 лет, а самой младшей – 14, днем работают на заводе, а вечером собираются в небольшом баре, где отплясывают в свое удовольствие, под аккомпанемент гундосого квартета.
Пещера, кстати, небольшая, а вопят испанцы страстно – если есть непереносимость внезапных резких звуков, лучше запастись берушами. Не знаю, как исполнителям, а лично мне войти в транс помешала мысль, что какая-нибудь тетка, увлекшись топотом по доске, покрывающей каменный пол, раздробит мою выглядывающую из-под стула ногу. Очень трудно наслаждаться искусством, когда у его носителей – кованые каблуки.